"Голодные игры" vs. "Дивергент"
Бестселлер по предзаказу.
В наши дни киноиндустрия создала такой всех устраивающий вид фильмов, как «бестселлер по предзаказу». Сие есть ничто иное, как штампование книг/фильмов-близнецов, отличающихся лишь именами героев.
Не так давно нам с Рэм случилось посмотреть, оценить и обсудить на пару неожиданно мейнстримные фильмы, предназначенные для широкой аудитории и не предназначенные для подробного анализа. Как бы то ни было, именно посмотрев их один за другим, я задумалась об их сюжетах: о смысле и логике действий героев, их истинных целях...
Этими фильмами, которые в другое время я ни за что бы не посмотрела, как вы уже, наверное, догадались, являются быстро ставшие популярными, но так и оставшиеся непонятыми до конца пресловутые антиутопии «Голодные Игры» и «Дивергент».
А подумалось мне вот о чём: почему эти фильмы подкожным чутьём ощущаются как нечто одинаковое, штампованное? Наверное, ответ прост: авторы обеих трилогий описали похожие вселенные, с похожими структурами общества и антагонистами, и, конечно, с абсолютно идентичными центральными фигурами, — Китнисс и Трисс соответственно.
Так почему же именно об героинь я споткнулась? Мой мозг несколько дней непроизвольно сравнивал и осмысливал их мотивы, стиль поведения и цели. В итоге я пришла к довольно странному для меня выводу: госпожи авторы, так же, как сотворили одинаковые миры, захотели создать и одну на двоих цель. Именно так воспринимаются благородные мятежные порывы, движущие героинями в течение повествования. Самая большая проблема этих историй в том, что в идеале они должны быть поняты так, как написаны.
Я вижу эти истории иначе. Первая — минорная, трагичная повесть о жалости Китнисс к сестре, которой так или иначе легче от этого не становится. Китнисс движется вперёд стихийно, не понимая, что именно в конце ждёт её и её соратников. Власть. Она будет обязана всеми людьми, как народный герой и всеобщая спасительница, занять место свергнутых ей же. В конце концов, её мораль станет такой же, как у тех, против кого она так упорно боролась: та же сила, те же правила.
В отличие от Кит, Трисс вполне осознанно жаждет низвергнуть систему, но, если закопаться глубоко в бихевиористику и профилирование, только ради того, чтобы построить на руинах свою собственную, гораздо более совершенную.
Так бывает в современной литературе: пишут про одно, получается другое, понимается третье.
Торкнуло меня на днях и я села смотреть популярные/нашумевшие киношки последних лет. В частиности, среди них оказались упомянутые в названии. Так как смотерть подобное кино без комментариев я не могу, то все мои мнения по ходу просмотра, посыпались на Треугольник и Сову. Азушк не выдержал и сел смотреть вместе со мной. Вот только… во мнениях мы разошлись. XD
Пост Азушки — по ссылке выше.
Перед тем, как начать, надо сделать несколько пометок. Первое — сейчас речь идёт ТОЛЬКО об экранизациях. Книги я не читала, поэтому мнение моё строится только на том, что я видела и слышала. Второе — это сугубое субъективное мнение, и истиной в последней инстанции не является.
СПОЙЛЕРЫ! И не говорите, что я вас не предупреждал.
Я тут не чтобы обсуждать сеттинги, сюжет и прочее, на эту тему и без меня уже столько всего сказано… Я сюда пришла ради двух главных героинь — Китнесс и Трисс. Которые вроде как и похожи, но для меня они очень-очень разные.
Если говорить коротко: Трисс мне нравится как личность, как персонаж, Китнесс — нет. Китнесс — покорившаяся бурному потоку событий эгоистка, Трисс — альтруистичное самопожертовавание как способ искупить свой эгоизм.
А если говорить более подробно, то картина получилась очень интересная. Особенно в Дивергенте. Я честно не знаю, осознанная ли это работа режиссёра и актёров, или оно получилось случайно. Но то, что получилось, мне определённо нравится больше, чем ГИ.
Кит — эгоистка. По большей части, её беспокоит только собственная спокойная жизнь, частью которой является комфортная жизнь её семьи. Становление же её символом революции, попадание в бурную струю событий — это катастрофа для неё. Но ей приходится оставаться в этом потоке, потому что она понимает, что, попробуй она из него вырваться, и этот самый поток её просто сломает, как щепку. А ещё она дико оится отвественности и угрызений совести. Она готова сделать всё, чтобы всё это её не коснулось, чтобы «остаться в белых перчатках».
Трисс же совсем другая. Факт того, что она — дивергент — это не катастрофа. Неприятность, да, но не большее. А ещё «дивергент» для неё — это инструмент. Очень полезный инструмент, которым стоит научиться пользоваться, и с помощью которого можно очень неплохо жить.
Большая часть её альтруистичных поступков продиктованы виной за проявление своего эгоизма, который проявлялся сначала в готовнгости нарушить принципы своей фракции, потом — в «предательстве» семьи уходом в другую фракцию, затем — в том, что она пробилась наверх в самой фракции, оставив кого-то из друзей за бортом. И Трисс свой эгоизм прекрасно осознаёт, поверьте Лису, Лис сам такой же. Осознаёт и пытается искупить свою вину.
Что ещё мне доставляет удовольствие в характере Трисс — так это как раз то, что она — дивергент. Не в том плане, что «дивергенты никому не подчиняются», а втом, что она действительно гармонично сочетает в себе все пять качеств фракций — альтруизм «родных серых», отвагу, дружелюбность, прямолинейность (заметьте — если она считала что-то неправильным, то она, в отличие от Кит, не боялась высказываться «как есть», даже понимая, что она имеет реальный шанс огрести за свои высказывания) и «ум» то бишь — склонность к логическому анализу ситуации и способность поступать, руководствуясь холодным рассчётом, а не под властью эмоций (Вспоминаются эпизоды смерти её родителей в сравнении со смертью девочки из 11-го. Трисс смогла подавить свои эмоции и двигаться дальше, отложив скорбь на потом, вместо того, чтобы расклеиться, как Кит. И это при том, что ей было куда как хреновее, сами, думаю, понимаете.) Да и вообще в целом, я люблю таких как Трисс. Очень.
Так же занимательны концовки фильмов. Кит возвращается домой, будто бы ничего и не было, в надежде на то, что пронесёт. Трисс же — покидает город. И знаете, моё мнение — не потому что боится за себя, или боится того, что все узнают, что они с 4 — дивергенты. Это, конечно, тоже есть, но думается мне, что вернись они — и вся или почти вся фракция Бесстрашных встали бы на их сторону при поддержке серых и, скорее всего, молчаливом одобрении какой-то части белых. Умники бы вообще побоялись сразу после инцидента раскрывать рот. Трисс опасается того, что может начаться после, если будет поднят вопрос о пересмотре самого статуса дивергентов, где они бы выступили в роли положительных примеров. Кто знает, во что бы вылилась подобная «революция сознания». И она решает перевести весь удар на себя, уехав из города и тем самым став объектом обсуждений, сплетен, и, что вероятнее всего — перевода всех стрелок.
Да и сам конец. В ГИ он недвусмысленно намекает на определённое продолжение, в Ди — он абсолютно открытый.
В целом, мне очень жаль, что Дивергент прошёл в тени Игр, как ещё один их клон. По мне — так он намного более достойная вещь, недооценённая, увы.
Обидно, что из-за этого самого ярлычка «Клон Игр» я не рискнула сходить на него в кино. Но книги, думаю, я прочитаю. Заинтриговали, черти.
Хм… теперь подумаю, может и стоит посмотреть, потому что, читав описание, на «Дивергента» меня совсем уж не тянуло. Не хотелось 2 раза смотреть одно и тоже)
Честно? ИМХО — похожи сеттинги, возможно похожи дальнейшие развития событий, но именно дальнейшие. Завязка сюжета таки разная.
Честно) Я, спустя миллион лет после премьеры, таки посмотрела ГИ, потом наткнлась на Дивергента и Просвященного, прочитала описание на КП и решила, «ну воооот… понеслась» и не стала смотреть, потому что решила, что одно и тоже наштамповали)
Я точно так же, но трейлер Дивергента меня чем-то зацепил, и я никак не могла забыть. Вот и не выдержала. И вполне довольна своим решением.
Ну вот сегодня вечером мб этим и займусь, раз уж болезнь меня скосила)))
О-кей. Если что — выскажешь потом мнение?
Естессно)) Я ещё про Класс Коррекции планирую наконец-то написать сегодня)
Не-е-е-ет, даже не просите, я этот трешак смотреть не буду. XD
И не смотри!)) Просто я давно собиралась, а тут прям меня рецензия подтолкнула) Из серии «настолько убого, что хочется посмотреть», это конечно жесть)
И таки да, Рэм, как ни посмотри — копия Вестерфельдовской антиутопии.
С той лишь разницей, что Трисс не знает, что есть ** ********* ****** *****, а «мятежная» знает.
Вполне можетбыть.
А давай без звёздочек? Всё равно ж читали.
Жизнь за пределами Чикаго.
Да, я таки угадала. Фракции, правящие… Чухня всё это, их жестоко нае.
Даже не сомневалась, что она есть. Чесн.
Но я тебе говорю — я не читала. И судила только по фильму.