Эстетические ценности молодёжи в постмодернизме
Для желающих поизвращаться — моё черновое выступление на философской конференции. Писалось на коленке и я ни разу не философ. Короче, будь что будет! А это — вам, на поржать.
Эстетические ценности молодёжи в постмодернизме
Постмодернизм – широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, наука. Разочарование в идеалах прошлых веков – их вере в прогресс, безграничность человеческих возможностей и торжество разума, и в то же время – обратное стремление включить в современное искусство ВЕСЬ опыт художественной мировой культуры путём цитирования – всё это накладывает на данное течение свой отпечаток.
Постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична и чужда жесткости и замкнутости. Её символом можно считать лабиринт или ризому.
В общем, основными чертами постмодернизма можно выделить следующие:
- Цитатность, постоянное обыгрывание мифов, известных сюжетов являющихся не реалиями жизни, а культуры.
- Работа со вторичным, многажды осмысленным и переосмысленным материалом.
Количество подобных произведений растёт не по дням, а по часам. Желающие могут попытаться подсчитать, сколько раз за последние несколько лет они натыкались на очередное обыгрывание, например, той же «Алисы» Кэррола. (Я в своём опыте насчитала около двух десятков среди известных мне произведений, вышедших за последние пять-семь лет.)
- Слияние различных искусств, единство видов и жанров.
- Размывание авторства, чему особенно сопутствует развитие телекоммуникационных технологий – в частности — интернет и предоставляемые им возможности как анонимности, так и создания абсолютно новой иной личности.
- Понимание хаоса как своеобразности разновидности порядка.
- Стёб и ирония, пародийно-игровое осознание реального мира и происходящих в нём событий.
- Игра кодами и смыслами, культ жизнетворчества, поступок как художественный жанр.
- Ритуальность как разгул действий, которые сами по себе являются чуть ли не единственным смыслом – акции, хепенинги, перфомансы, флэшмобы, в центре которых – сам факт переживания действа.
В качестве примера самого воплощения эстетики постмодернизма можно взять Монстрацию, зародившуюся десять лет назад и с каждым годом набирающую всё большую популярность не только в России, но и во всём мире.
Молодёжь (а имеются в виду мои ровесники плюс-минус пять-десять лет) чей момент становления личности – детство – попал на время хаоса (а так же на момент дестабилизации, предощущения хаоса) в головах взрослых, которые должны были в то время выступать в качестве ориентира и опоры, оказалась лишена единой ценностной базы. Как следствие, большинство представителей нашего поколения пустилось в свободный поиск удовлетворяющих их ориентиров, что породило разбиение на множество отдельных ценностных и морально-нормативных субкультур.
Ухудшило же ситуацию и то, что в силу роста общества усложнился процесс влияния в него. Что привело к глобальному обострению индивидуализации. Как следствие из этого, образовался ценностный и морально-нормативный раскол между поколениями.
На фоне этого становится объяснимым обесценивание понятия «семья» и трансформация его в более широкое, и в то же время — более нестабильное понятие «своего круга».
Ценность материального по сравнению с духовным сильно возросла как следствие наглядной экономической истерии, творившейся в 90е годы. Материальное благополучие и прагматичность стали одними из основных ценностных ориентиров. Духовность же отступила на второй план, что в свою очередь повлекло за собой упадок ценностности образования, которое теперь рассматривается только как экономический фактор, способный дать преимущество над конкурентами.
Военные конфликты последнего века с их многомиллионными жертвами, а так же многажды возросшая сложность вливания в общество стали одними из основных причин обесценивания человеческой жизни и идей гуманности. Ситуация усугубляется ещё и новыми ценностными ориентировками, о которых я уже сказала ранее.
На фоне этого мутирует само понятие морали и аморального, меняются или вовсе исчезают сдерживающие факторы.
Я склонна к мнению, что процесс идёт лавинообразно, и ныне предпринимаемые попытки остановить его заранее обречены на провал. Вполне вероятно, что уже через несколько десятилетий возникнет абсолютно иное человеческое общество, радикально отличающееся от того, что есть сейчас и тем более – было когда-либо в прошлом.
… а скоро премьера нового сериала «Алиса», так-то… Они всё не успокаиваюццо.
Ы-ы-ы-ы-ы! В яблочко!
Ага. И «Однажды в стране чудес», кстати… Пример эпичен!
Пф-ф-ф-ф… Примеров можно реально подобрать несколько десятков не особо напрягаясь. «Алис мэднесс», «А ты, Алиса», Бёртоновская Алиса, Сердца Пандоры, Фиби в стране чудес… А уж пизодические упоминания и вовсе неисчислимы.
Пизо… что? ХД Мне нравится эта очепятка!
А вообще я имела ввиду пример со всеми Алисами. Можно ещё с Озами.